Главная » Статьи » Уроки рисования » Масло

Глазирование масляными красками

Глазирование масляными красками 

Натюрморт, глазирование масляными красками

Краски: 
Монохромный подмалевок (гризайль):
Умбра натуральная
Жженая кость
Белила «Старые голландские» (свинцовые + цинковые), Permalba (титановые + цинковые)

Цвета:
Французский ультрамарин
Прусский синий
Фталевый синий (Pthalo Blue)
Умбра жженая
Кадмий красный темный
Кадмий красный светлый
Кадмий желтый светлый
Белила
Розовый средний 503 (Winsor & Newton, фуксия прозрачная)
Желтый прозрачный 653 (Winsor & Newton)

Кисти: 
Слева направо:
№ 20 плоская, № 10 плоская с скругленным концом, 2 шт. № 6 плоских со скругленным концом (с длинной и короткой рукояткой), № 1 тоненькая. Не знаю точно, из чего они изготовлены, предполагаю, что из колонка или синтетики, близкой к нему по свойствам. Я выбираю более мягкие кисти, которыми не нужно делать много дополнительных мазков.

Натюрморт, глазирование масляными красками

Растворители: 
В основном я использую в качестве масляного растворителя льняное масло, в трех различных смесях: «скудная» для подмалевка, «средняя» для средних слоев и «жирная» для верхних (самых важных) слоев.

Рецепты этих смесей я даже распечатал и приколол к крышке мольберта:
• «СКУДНАЯ» - 5 частей скипидара (или спикового масла), 1 часть лака даммар (или венецианского скипидара), 1 часть очищенной нефти
• «СРЕДНЯЯ» - 2 части скипидара (или спикового масла), 2 части лака даммар (или венецианского скипидара), 1 часть льняного масла
• «ЖИРНАЯ» - 2 части скипидара (или спиковое масло), 1 часть лака даммар (или венецианского скипидара), 1 часть обогащенного льняного масла

Дополнение от GUST:

Цитирую

Скипидар по-русски: это терпентиновое масло. Известный как ПИНЕН для художников (растворитель №4), или как очищеный скипидар для обывателей.



Для выполнения монохромного подмалевка гризайлью, я использовал «скудную» смесь, поскольку она содержит меньше жира (льняного масла) и ею можно больше развести краску для более получения более прозрачного слоя. Для средних слоев оптимальной является «средняя» смесь, а для заключительных – «жирная». По правилам полагается класть более жирный слой краски поверх менее жирного, но ничего не случится страшного, если у вас пойдут 2-3 слоя одинаковой жирности. Главное – не кладите жирный слой вниз – от этого ваша картина потом обязательно потрескается из-за неравномерного высыхания!!
Обратите внимание, что я указал на выбор скипидар, очищенную нефть, масло спиковое или лавандовое. Фактически, очищенная нефть и спиковое масло – более агрессивный растворитель, чем скипидар, пахнет лучше, и лучше впитывается в нижний слой. Ни в коем случае не заменяйте ними льняное масло! Помните, что хоть оно и называется нефтью или маслом, это все же растворитель.
Многие художники используют лак Даммар в смесях, другие же полагают это нецелесообразным, считая, что даммар способствует пожелтению живописи и плохо удаляется. Я использую его в течение многих лет, и понимаю, что это спорное утверждение. В последнее время мне нравится использовать венецианский скипидар. Хотя он и называется скипидаром, но ведет себя больше, как смола (бальзам или живица), чем как растворитель, способствует скреплению слоев между собой. Не уверен, что это будут приветствовать консерваторы, пользующиеся лаком даммар, но я уже несколько лет испытываю венецианский скипидар, и он меня пока что устраивает.

Начальный эскиз. 
Маслом, на холсте 8х12 дюймов (20х30 см).

В качестве референса для картины я использую фотографию. Рисую набросок на бумаге, потом перевожу его (калька, копирка) на холст. Я взял холст, загрунтованный акриловым грунтом, сверху прикрепил калечку с наброском, между ними – копирку (папиросную бумажку на перевода линий на поверхность), и аккуратно карандашом обвел линии наброска.
Затем, шариковой ручкой я обвел закрепил основные линии уже на холсте. Слой графита, от простого карандаша и копирки закрепляю первым тоненьким слоем акрилового грунта (Grumbacher 525 Arcylic Gesso), который я использую в качестве подложки под масляные краски и как закрепление наброска. Карандаш будет виден сквозь акрил, но затем скроется под слоями масла.

Подмалевок гризайлью. 

Для подмалевка я использовал смесь натуральной умбры и жженой кости в пропорции 1:1. При необходимости создать светлые тона – добавлял белила.
Я ножом накладываю нужные краски на палитру и смешиваю их. Использую «скудную» смесь для разведения красок, наливаю ее в чашку, и макаю туда кисть каждый раз перед тем, как набрать на нее краски. Если необходимо получить светлый тон, я смешиваю полученную смесь с белилами, тут же, на палитре, кистью.
На данном этапе более никаких цветов я не использую. Это – гризайль, монохромный подмалевок.
Этот подмалевок должен очень точно передавать форму, расположение и тон предметов, поскольку именно на него я буду ориентироваться в последующем. Если вам требуется более одного сеанса, чтобы проработать подмалевок – не торопитесь, его можно делать за два и даже три сеанса.

Глазирование первого цветного слоя. 

Я покрываю поверхность готового подмалевка тонким слоем «средней» смеси. И затем начинаю подбирать оттенки и наносить их по этому слою. На данном этапе я не смотрю на степень прозрачности пигмента при выборе красок. Этот слой будет настолько тонким, что любые краски получатся полупрозрачными.
Некоторые художники презирают этот метод, называя его «раскрашенной фотографией», но я в своей работе придерживаюсь именно его.
Вот, что получается, гризайль + тонкий «стеклянный» слой цвета:

Натюрморт, глазирование масляными красками

Глазирование второго цветного слоя. 

Производится, как в предыдущем слое, с помощью «средней» смеси, но с более насыщенными цветами. На данном этапе моя палитра состоит из французского ультрамарина, прусского синего, умбры жженой, кадмия красного темного, кадмия красного, кадмия желтого светлого и белил.
Высохший слой я еще раз покрываю «средней» смесью, и опять пишу по ней более свежими красками, тонким слоем. Кладите мазки небольшие, аккуратные, гладкие, здесь делается растяжка цвета. Более густую краску вы успеете положить в верхних слоях.
Вот результат второго цветного слоя:

Натюрморт, глазирование масляными красками

Глазирование третьего цветного слоя. 

На третьем слое я добавляю Розовый средний 503 (Winsor & Newton, фуксия прозрачная), смешивая его с фталевым или прусским синим для получения сливового оттенка. Получается чистый фиолетовый цвет. Для более темных частей сливы я смешиваю кадмий красный темный с прусским синим (поскольку красный цвет ближе к желтому, чем розовый, то он будет больше затемнять синий цвет и уводить его в нейтральный и даже черный – это оптическое смешение цветов).

Зеленую ткань фона я тонирую на каждом слое, смешивая прусский синий и кадмий желтый. В тени добавляю французский ультрамарин и жженую умбру.
Желтый прозрачный 653 (Winsor & Newton) использую для светлых желтых пятнышек на яблоках. Эта прозрачная краска дает яркий желтый цвет в смешении с белилами (фактически, его НУЖНО смешивать с белилами для получения более светлых тонов). Красные тона яблок выполнены различными смесями кадмия красного темного, кадмия красного светлого кое-где с небольшим количеством кадмия желтого светлого. Белила я использую "голландские старые".

Мне очень нравится процесс прорисовки, потому что с каждым слоем добавляются все новые цвета, глубина, детали, и в процессе можно исправить разные мелочи довольно безболезненно. Например, в каждом слое я немного изменяю внешние формы яблок.
Вот результат третьего цветного слоя:

Натюрморт, глазирование масляными красками

Глазируем четвертый цветной слой. 

На этом этапе я добавляю в свою палитру новый цвет. Я обнаружил, рисуя предыдущие слои, что яблоки недостаточно насыщенного цвета, необходимо добавить рубиновый оттенок, хотя бы кое-где. Кадмий красный светлый дает оранжеватый оттенок, а кадмий красный темный делает их темными и грязноватыми.
Поэтому я ввел в палитру новый цвет – «безумно розовый». Я довольно долго его не использовал, но видимо в этом случае придется. Но вот этот безумно розовый цвет, сам по себе или в смеси дает именно те глубокие рубиновые оттенки, которых моим яблокам так не хватало!
Напоминаю, что я кладу краски настолько разведенные и настолько тонким слоем, что они получаются полупрозрачными, независимо от свойств красящего пигмента. Каждый последующий слой изменяет тональность предыдущего, что позволяет добиться прекрасного цветового решения путем оптического (а не физического) смешения цветов. Также, это помогает сделать очень хорошую детализацию, так как детали предыдущих слоев не теряются, а просвечивают, и на каждом новом слое к ним добавляются все новые. Полосочки и точечки на яблоках я выписываю самой тонкой кисть – лайнером №1.
Поскольку у меня в работе уже довольно много слоев краски, определенные области (основные формы и блики) стали уже непрозрачными. Здесь нет ничего страшного – масляная живопись – не акварельная, она не должна быть полностью прозрачной. Нужно использовать и сочетать все возможные свойства красок, для наиболее качественного результата.
Вот, что у меня получилось на четвертом слое глазирования:

Натюрморт, глазирование масляными красками

Глазирование фона. 

Фон нужно глазировать несколько по-другому, нежели наши яблоки и сливу. Для него используется более непрозрачный слой краски и в тенях, и в бликах, и в полутонах, и в деталях. Если какие-то моменты (складки, формы) вам не нравятся, то на данной стадии вы можете безболезненно их изменить. Ткань должна быть такой же реалистичной, как и фрукты. Простраивайте глубину тени и форму складок с каждым слоем.
Слива у меня стала довольно реалистичной еще на втором слое, но я не забываю углублять и ее цвета и оттенки с каждым новым слоем.

Натюрморт, глазирование масляными красками

Заключительные штрихи. 

Промежуточные слои я клал, не высушивая их до конца, по мокрому. Заключительный же слой делаю по высохшей поверхности, но домешиваю в краски на палитре немного «средней» смеси непосредственно перед нанесением краски на холст.

Еще немного детализирую сливу, добиваясь большей реалистичности, добавляю контрастов. На данном этапе, в частности, я старался передать сизый налет на сливе, как бывает на свежих, немытых сливах и винограде.

Большая часть вносимый на данном этапе изменений – микроскопически малы, почти незаметны. Секрет в том, чтобы работать очень кропотливо, тщательно смешивать цвет и пробовать его сначала на палитре, а потом осторожно наносить на холст.
Не делая радикальных изменений, дорабатываем общий вид натюрморта. В целом он измениться, но только самый придирчивый взгляд заметит, что же именно изменилось.

Хотя прежде я использовал «старые голландские белила» (свинцовые + цинковые) для промежуточных слоев (так как они более прозрачны и легче смешиваются), теперь я работаю с белилами Permalba (титановые + цинковые), потому что они более кроющие и больше подходят для бликов, образуют мягкие непрозрачные смеси с другими цветами.
Я работаю небольшими мазками по фруктам, сглаживаю основные оттенки, где это необходимо, подчеркиваю рельеф ткани бликами.
Теперь работа готова, можно ее и подписать!
Работа над этим натюрмортом в целом заняла у меня 18 часов.

Итоговый результат:

Натюрморт, глазирование масляными красками

Автор: William_F._Martin

Категория: Масло | Добавил: vovkka (13.12.2012) Просмотров: 2930
| Комментарии: 1 Теги: масло, глазирование, живопись маслом, уроки рисования маслом, Глазирование масляными красками, William_F._Martin
Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо, очень позновательно

Имя *:
Email *:
Код *: